Как не наступил конец света

//Смена (СПб.), 10 июля 2000

Идет последний год двадцатого века, завершается второе тысячелетие от Рождества Христова. Настроения, известные нам из истории под французским названием fin de ciecle, настроения "lконца века"l, пробудились с удесятеренной силой.

Романтически настроенные барышни, отставные комсомольские работники, ясновидцы и экстрасенсы, молодые и старые с горящими глазами призывают нас оглянуться по сторонам, убедиться, что мир катится в пропасть, и приготовиться к Последнему дню.

Оглянуться по сторонам всегда полезно. Поводов для тревоги всегда достаточно. Если не беспокоиться о судьбах мира, то у него нет будущего. Экологические и энергетические проблемы, рост населения Земли, инфекционные болезни, преступность, угроза терроризма - все это очень отравляет существование, все это требует внимания. Но вот утверждать, что вам известны сроки, отмеренные этому миру, все же слишком самонадеянно.

В ночь с 24 на 25 марта 1492 года многие на Руси не спали. Годы тогда отсчитывали не от Рождества Христова, как мы сейчас, а от Сотворения мира. Считалось, что именно в эту ночь должно исполниться ровно семь тысяч лет с этого великого события. Должно было наступить утро семь тысяч первого года. В авторитетнейших византийско-болгарских сочинениях утверждалось, что по истечении семи тысяч лет наступит кончина мира. Авторы этих сочинений были окружены ореолом святости и боговдохновенности, а стало быть, подвергать их утверждения сомнению не приходилось.

В "lЖитии Андрея Юродивого"l можно было прочесть, что по окончании седьмого века, то есть тысячелетия, "lвоздвигнет Бог дух страшен на всю землю, и сберутся кости человеческие каждая к своему члену и составятся и прилепятся... И тогда... воскреснут мертвые в мгновение ока, и снидет Судия и воздаст каждому по деламего"l. Андрей Юродивый объясняет кончину мира таким образом: ангелов, отпавших от Бога, было 100 тем ("lтьма"l - 10 тысяч). 12 тем восполнено было праведниками из иудеев, оставшиеся 88 тем должны быть восполнены праведными христианами. Восполнение отпавших ангелов совершится в течение 7000 лет, по истечении которых земной мир прекратит свое существование. Внешним признаком кончины мира будет падение Константинополя. В другом сочинении, в "lОткровении Мефодия Патарского"l, всемирная история распределена на семь веков, причем тут же объясняется, что слово "lвек"l означает тысячелетие.

Почему миру было назначено существовать именно 7000 лет, объясняется в "lПалее толковой"l. По поводу изгнания Адама и Евы из рая говорится следующее: "lИ постави Бог противу седми дней седмь тысящ лет, а осмой тысящи несть конца, еже есть осмый день, сиречь век немерцая бесконечный в един день той есть"l. Это убеждение византийских мыслителей вполне разделялось и отечественными авторитетами, в частности церковными иерархами XV века. Митрополит Киприан объяснял упадок нравственности своего времени тем, что накануне кончины мира усилилась деятельность беса. Митрополит Фотий напоминал своим слушателям о приближающемся исходе 7000 лет и призывал их приготовиться к восьмой тысяче, то есть к концу света. Пасхалии, то есть составляемые на много лет вперед таблицы дат для празднования Пасхи, были доведены лишь до семитысячного года, причем в одной из них написано следующее: "lВ лето 6966 (1458)... будет рожество антихристово, и будет в рождении его трус (то есть землетрясение), какого никогда не бывало прежде времени того окаяннаго и лютого и страшного. И будет плач велик тогда по всей земле вселенской. И в ты дни зри круг солнцу и луне, и начнут быти знамения в них и гибости звезд на небеси, а плачь на земли. Увы, увы будет нам грешным! Тогда горе-беда велика в те дни и в лета сия. Зде - страх, зде - скорбь, зде - беда велика!.."l

И вот наступила ночь с 24 на 25 марта 1492 года. Люди с ужасом ждали катастрофы, представляя ее в тех страшных образах, которые были нарисованы в "lВопросах Иоанна Богослова"l, в сочинениях Ефрема Сирина, в "lЖитии Василия Нового"l...
Но никакого столпа огненного не пронеслось, не раздалось великого гласа ангелов и трубного звука. Ночь прошла спокойно. Наступил первый день 7001 года, затем второй, третий...

Приходилось начинать жить заново. "lУ Господа Бога Свои планы. И ожидание того, что завтра явятся знамения, и начнутся сокрушения, и людям неверующим будет дано явное доказательство, а мы скажем: "lАга! вот вы вчера над нами смеялись, а сегодня Господь Бог вам все показал!"l, надежда эта - неблагодарная надежда"l, - писал протоиерей Александр Мень.

Сайт создан в системе uCoz