Идет последний год двадцатого века, завершается второе
тысячелетие от Рождества Христова. Настроения, известные нам из истории
под французским названием fin de ciecle, настроения "lконца века"l,
пробудились с удесятеренной силой.
Романтически настроенные барышни, отставные комсомольские работники,
ясновидцы и экстрасенсы, молодые и старые с горящими глазами призывают
нас оглянуться по сторонам, убедиться, что мир катится в пропасть, и
приготовиться к Последнему дню.
Оглянуться по сторонам всегда полезно. Поводов для тревоги всегда достаточно.
Если не беспокоиться о судьбах мира, то у него нет будущего. Экологические и
энергетические проблемы, рост населения Земли, инфекционные болезни,
преступность, угроза терроризма - все это
очень отравляет существование, все это требует
внимания. Но вот утверждать, что вам известны сроки, отмеренные этому миру, все
же слишком самонадеянно.
В ночь с 24 на 25 марта 1492 года многие на Руси не спали. Годы тогда
отсчитывали не от Рождества Христова, как мы сейчас, а от Сотворения
мира. Считалось, что именно в эту ночь должно исполниться ровно семь
тысяч лет с этого великого события. Должно было наступить утро семь
тысяч первого года. В авторитетнейших византийско-болгарских сочинениях
утверждалось, что по истечении семи тысяч лет наступит кончина мира.
Авторы этих сочинений были окружены ореолом святости и
боговдохновенности, а стало быть, подвергать их утверждения сомнению не
приходилось.
В "lЖитии Андрея Юродивого"l можно было прочесть, что по окончании
седьмого века, то есть тысячелетия, "lвоздвигнет Бог дух страшен на всю
землю, и сберутся кости человеческие каждая к своему члену и составятся
и прилепятся... И тогда... воскреснут мертвые в мгновение ока, и снидет
Судия и воздаст каждому по деламего"l. Андрей Юродивый объясняет кончину
мира таким образом: ангелов, отпавших от Бога, было 100 тем ("lтьма"l -
10 тысяч). 12 тем восполнено было праведниками из иудеев, оставшиеся 88
тем должны быть восполнены праведными христианами. Восполнение отпавших
ангелов совершится в течение 7000 лет, по истечении которых земной мир
прекратит свое существование. Внешним признаком кончины мира будет
падение Константинополя. В другом сочинении, в "lОткровении Мефодия
Патарского"l, всемирная история распределена на семь веков, причем тут
же объясняется, что слово "lвек"l означает тысячелетие.
Почему миру было назначено существовать именно 7000 лет, объясняется в
"lПалее толковой"l. По поводу изгнания Адама и Евы из рая говорится
следующее: "lИ постави Бог противу седми дней седмь тысящ лет, а осмой
тысящи несть конца, еже есть осмый день, сиречь век немерцая
бесконечный в един день той есть"l. Это убеждение византийских
мыслителей вполне разделялось и отечественными авторитетами, в
частности церковными иерархами XV века. Митрополит Киприан объяснял
упадок нравственности своего времени тем, что накануне кончины мира
усилилась деятельность беса. Митрополит Фотий напоминал своим
слушателям о приближающемся исходе 7000 лет и призывал их приготовиться
к восьмой тысяче, то есть к концу света. Пасхалии, то есть составляемые
на много лет вперед таблицы дат для празднования Пасхи, были доведены
лишь до семитысячного года, причем в одной из них написано следующее:
"lВ лето 6966 (1458)... будет рожество антихристово, и будет в рождении
его трус (то есть землетрясение), какого никогда не бывало прежде
времени того окаяннаго и лютого и страшного. И будет плач велик тогда
по всей земле вселенской. И в ты дни зри круг солнцу и луне, и начнут
быти знамения в них и гибости звезд на небеси, а плачь на земли. Увы,
увы будет нам грешным! Тогда горе-беда велика в те дни и в лета сия.
Зде - страх, зде - скорбь, зде - беда велика!.."l
И вот наступила ночь с 24 на 25 марта 1492 года. Люди с ужасом ждали
катастрофы, представляя ее в тех страшных образах, которые были
нарисованы в "lВопросах Иоанна Богослова"l, в сочинениях Ефрема Сирина, в
"lЖитии Василия Нового"l...
Но никакого столпа огненного не пронеслось, не раздалось великого гласа
ангелов и трубного звука. Ночь прошла спокойно. Наступил первый день
7001 года, затем второй, третий...
Приходилось начинать жить заново. "lУ Господа Бога Свои планы. И ожидание того, что завтра явятся знамения, и начнутся сокрушения, и людям неверующим будет дано явное доказательство, а мы скажем: "lАга! вот вы вчера над нами смеялись, а сегодня Господь Бог вам все показал!"l, надежда эта - неблагодарная надежда"l, - писал протоиерей Александр Мень.